воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Еще раз о моделировании слов на уроках обучения грамоте

  Моделирование слов важно для нас прежде всего как способ различения слов в нашей речи. Понятие "части речи" - сквозное, ключевое, базовое в данной предметной области. Поэтому этому навыку уделяется пристальное внимание как когда-то к таблице умножения.
Здесь хочу прописать некоторые нюансы для тех, кто испытывает затруднения.
 Во-первых, надо сказать, мы на сегодня знаем четыре части речи: существительные, прилагательные, глаголы, предлог (естественно, этими понятиями мы не пользуемся!).
 Во-вторых, все другие слова, которые не являются этими частями речи, мы обозначаем знаком вопроса. При этом закрепляется понимание, что богатство речи не ограничивается этим списком; лучше осваиваются признаки каждой части речи.
  Ниже приведу несколько примеров слов и продемонстрирую способы различения.
  Слово из детского лексикона озеро 
- отвечает на вопрос что?
- называет предмет, способный совершать действие, например, волнуется.
Эти же способы переносим на слово не из детского лексикона, например, случай
- если называет предмет, то этот предмет способен совершать действие, например, приключился,
- значит, отвечает на вопрос что?
Бояться незнакомых слов на этапе тренировки не нужно, тем более избегать. Дети узнают новые слова, естественным образом заинтересовываются смыслом, обязательно переспросят "что такое ерш?", получают ответ "рыба". И тогда без труда корректирует вопрос к слову и не сомневаются в выбранной модели.
Серый - это признак, указывает на цвет не важно какого предмета (может быть указание на размер, материал, ...).
Седьмой - ? (не указывает на цвет, размер, материал, форму, ...).
Куёт - действие (действие, работа, дело кузнеца).
Промежуточные результаты можно посмотреть в таблице оценивания. При этом следует отметить, что если я даю на дом на отработку дополнительный материал на дом, это означает, надо дать ребенку выполнить работу, затем обязательно обсудить ошибки. После такой работы в классе вновь дается проверочная работа.
На основе этого умения формируются другие.
Например уже сейчас, орфограмма правописания мягкого знака после шипящих:
- мягкий знак пишется на конце слов, называющих предметы и заменяемых словом она,
- в словах, называющих действия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий