среда, 14 января 2015 г.

Учимся выступать с подготовленным сообщением

   Устные выступления с сообщением/докладом в первую очередь возникают на уроках окружающего мира. Объясняется это особенностями предмета и необходимостью расширять кругозор, формировать способность, желание читать научно-популярную литературу.
      Впереди выступления на тему "Птицы, их признаки".
      Вспомним выступления по теме "Грибы" и отметим достигнутый уровень.
      1. На этапе подготовки оформляется работа - текст сообщения -  прообраз реферата.
- Текст может быть распечатан, однако, здесь есть большое опасение. Оно заключается в том, что такая работа в большом объеме приходится на долю мамы. Затем дети привыкают копировать готовые тексты перед уроком и мучаются от попытки зачитать не начитанный текст в классе. Достоинства этой работы в том, что выглядит красочно. Удобно и приятно читать такую работу со стены. Иногда мы такое будем практиковать. Когда дети подрастут, когда "подрастут" мотивы.


- Текст выступления может быть написан от руки. Ребенком. Тогда еще во время оформления текст начинает запоминаться. У ребенка возрастает доля участия, значит, и ответственность, формируются определенные навыки. Хотя готовится такой текст гораздо дольше. Ведь надо дать ребенку что-то почитать. Что-то прочитать и разобрать вместе. Затем пересказ ребенка подкорректировать в соответствии с планом - схемой в виде дерева (вклеен в р/т), убрать мелкие детали, что-то наоборот уточнить, расширить. Затем текст переносится на альбомной лист. Сопровождается рисунком. Рисование тоже способствует запоминанию отдельных признаков.



Рисунок может занимать всю одну сторону листа. Однако, тогда не виден текст. Для желающих перечитать  текст на стенде - это красиво, но неудобно.


2. На этапе выступления.
Надо помнить о том, что с первого класса воспитывается привычка выступать с выученным текстом, чуть позже с свободной речью с опорой на план, схему, презентацию, рисунок, чертеж и так далее.

3. Работа ребенка в позиции "слушателя".
Для активизации внимания слушателя и включения в оценку, коллективное обсуждение содержания текста не написанного разрабатывается оценочный лист.
 




  Заранее перечисляются ответы детей на вопросы О чем договаривались? / За что будем ставить плюсы? 
В теме "Птицы" это:
- название птицы,
- представитель животного или растительного мира,
- группа (птиц, зверей, насекомых и т.д.),
- дикие/домашние,
 особенности (поведения, внешнего вида, сходство клюва с инструментом из домашнего хозяйства - если есть),
- включение информации из рассказов Бианки,
- новые интересные сведения,
- наизусть, без опоры на текст сообщения.

Итого: текст до 10 предложений
Выступления с сообщением - до конца января. Выступать будут все.

Комментариев нет:

Отправить комментарий