воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Что будет самым главным по русскому языку в последней четверти

На сегодня завершается анализ знаний по определению места орфограммы слабой позиции в слове (напоминаю, орфограмма - буква, требующая проверки). 
Что для это надо? 
Уметь выделять части в слове: основу и окончание.
Уметь применять изученные способы для проверки орфограмм в основе (можно почитать в блоге детские сообщения за март).
Уметь отделять знания от незнания, проводить между ними границу: проверка орфограмм в окончании - далекая перспектива  (3 класс). В этом году мы ОСП в окончании в диктантах просто пропускаем!, а при списывании текста внимательно переписываем в тетрадь. И учимся понимать: для проверки окончания изученные способы не годятся.

В четвертой четверти
Выясним другие части слова. (Перечислять здесь их не буду специально).
Обнаружение одной из частей нам добавит новое понятие "родственное слово".
Пополнится и список способов проверки основы. Их станет четыре (по словарю, по правилу, изменением, родственным словом).

К концу четверти нам предстоит
- без ошибок выделять окончания (!),
- проверять ОСП в основе изученными способами,
- научиться выделять в основе другие части,
(это мы будем называть составом слова).

Видами контроля остаются:
- диктанты тренировочные, в конце года - итоговый/годовой,
- словарный диктант (запоминается список слов с помощью р/т для списывания),
- изложение,
- контрольное списывание (на скоропись и на грамотность),
- контрольные задания, проверяющие пункты, перечисленные выше,
- ЦОКО.

Завтра будут выданы результаты пробного варианта ЦОКО за четвертую четверть (в электронном виде я из уже разместила в Листе индивидуальной работы).

Как обеспечивается качество проходимого материала?
Один из вариантов - через работу над ошибками. Ошибки в тетради нумеруются, выписываются в начало домашней работы. С некоторыми учениками такая работа начинается в классе и заканчивается дома. Прошу не позволять игнорировать эти цифры в тетради!
Другой вариант - отработка индивидуальных проблем на основе текста домашнего упражнения (вспомните таблицу комплексной отработки). Таблица будет вклеена в тетрадь. В ней каждый ученик отметит свои проблемы.
 Допустим, проблема с переносом слова (нарушение полей в тетради - это нарушение орфограммы переноса!). Для отработки данной ошибки предлагается делить слова для переноса, например, слова первого предложения. В каждом домашнем упражнении.
 Проблема с алфавитом: слова второго предложения пронумеровать в алфавитном порядке.
 Проблема с определением части речи: каждое слово сверху подписывать вопросом (листва - что?, бежит - что делает?, красную - какую? все другие части речи обозначаем знаком вопроса, кроме предлога).
И так далее.
Это не составляет много труда. Трудно и долго делают это те, кто не отрабатывает в системе.
Один из способов отработки на уроке - короткие тематические словарные диктанты, игры на исключение третьего. Но сюда берутся другие темы! Которые в домашних условиях трудно организовать. И надеяться только на это не стоит.
nev
Напоминаю.

  • В электронном журнале выставляются отметки в процентах, среднее значение которых становится итоговым за четверть. Если так, то в электронный журнал выставляются результаты только контрольных работ. Эти работы не переписываются и не пере-сдаются.
  • На этапе отработки/подготовки проходят тренировочные, самостоятельные работы. Результаты которых это и есть сигнал к действию - к принятию мер. Об этом сейчас стараюсь сигнализировать через Лист Индивидуальной работы (очень хотелось бы , что он не превратился в "книгу жалоб", как же избежать этого?). Почему-то эти результаты игнорируются. По идее их и надо переписывать, улучшать, показывая готовность к контрольным работам. Они изредка пишутся на листочках (затем вклеиваются), чаще в рабочих тетрадях. Это и есть текущая проверка.
  • Также отрабатываются ошибки в пробных вариантах ЦОКО. Их результаты в электронный журнал не заносятся, соответственно не влияют на текущее состояние успеваемости. Это внешний контроль. Внешняя оценка. По которой судят о классе. Эти работы приучают детей к объему, показывают наиболее важные темы, и самое главное, темы отсутствующие по нашей программе,  темы, знания по которым формируются в процессе познания окружающего мира, дополнительного чтения и даже общения или собственного рассуждения.
На днях составлю сообщение по математике. Будут вопросы на уточнение, пишите.

Комментариев нет:

Отправить комментарий