понедельник, 14 июля 2014 г.

Как подготовить ребенка к школе?


Статьи3 июня 2014

источник, статья на сайте издательства журнала "Начальная школа"

Как подготовить ребенка к школе?

Как подготовить ребенка к школе?
Е.А. МАКСИМОВА,
педагог-психолог, МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова», г. Троицк, Москва
Используя знания об особенностях развития ребенка дошкольного возраста, можно без особого туда подготовить его к следующему этапу развития – обучению в школе.
Из каких компонентов состоит готовность ребенка к школе?
Я по этой проблеме разделяю взгляды известного специалиста в этой области доктора психологических наук, профессора Л.И. Божович. Она считает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Рассмотрим пример из практики. Однажды ко мне обратился молодой папа с жалобой на то, что пятилетний сын не хочет «готовиться к школе». Мальчик не желает выполнять домашнее задание, которое задают в детском саду, отказывается заниматься с репетитором. Пообщавшись с ребенком, я поняла, что у него сформировалось негативное отношение к школе, хотя, как вы понимаете, мальчик не учился в ней ни дня.
Совсем не обязательно выполнять какие-то специальные упражнения для подготовки ребенка к обучению в школе. Достаточно просто поддерживать познавательный интерес ребенка, быть внимательным к ребенку и в частности к его вопросам, не навязывать то, что ему неинтересно и, исходя из возрастных особенностей, не может быть интересным.
У меня был опыт работы в детском саду, где я имела возможность наблюдать, как проходят занятия с детьми дошкольного возраста. Поразило занятие по математике в подготовительной группе. Дети в течение 30 минут заполняли тетради на печатной основе. Надо было видеть с каким нежеланием они «готовились к школе», это было, на мой взгляд, насилие над детской психикой.
К сожалению, многими родителями, а иногда и специалистами, дошкольная жизнь ребенка воспринимается как этап перед чем-то важным. И вся жизнь ребенка превращается в подготовку к этому важному. Практика показывает, что сейчас очень рано уходит из детской жизни игра, при этом взрослые лишают ребенка не только детства, но и возможности действительно подготовиться к следующему жизненному этапу.
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение, которое является одним из компонентов готовности к школе, рождается в ролевой игре. «Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» («Психология игры», 1978).
На самом деле, как правило, все компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем, что для ребенка может быть более естественным, чем игра? Я не встречала ребенка, который бы не любил рисовать, лепить, конструировать, вырезать, клеить. Если ребенку много читают, то ему обязательно захочется научиться читать самому, тут главное не упустить момент.
Если у ребенка было счастливое дошкольное детство, если он много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли его занятия детским творчеством, то к началу обучения в школе у него наверняка будут сформированы все компоненты психологической готовности к школе. И неважно, умеет ли ваш ребенок читать и писать. Главное, чтобы у него было желание всему этому научиться.

1 комментарий:

  1. Спасибо за статью. Мне, как родителю, близка позиция автора. Именно поэтому мы выбрали воскресную школу под руководством Чудинова Юрия Владимировича, где через игру дети обучались (а не сидели над рабочими тетрадями). Результаты действительно, на мой взгляд, были прекрасными. Мой ребенок стал лучше и удовольствием читать, писать и даже по-английски ГОВОРИТЬ! ) Однако вопросы в тестировании для поступления в гимназию сильно отличались от преподаваемого детям материала...Да и во многих школах при поступлении в 1 класс ценится прежде всего навык чтения и счета (вычислений) , а не познавательный интерес и желание учиться.
    Такие статьи, безусловно, тема для обсуждений и размышлений. Поэтому большое спасибо за новую рубрику для родителей. Будем ждать новых публикаций.

    ОтветитьУдалить